4 способа развить креативное мышление

Что это такое

Креативность, или творческое мышление, — это деятельность, в результате которой человек создаёт нечто совершенно новое. Для этого он использует не только исходные данные, но ещё и ассоциации, опыт, личное восприятие, воображение, внутренние ощущения. В результате получается абсолютно уникальный продукт.

Изучается в психологии творчества — отдельном разделе, посвящённом исследованию созидания всего нового человеком в науке, искусстве, технике, быту и обыденной жизни. Здесь же рассматривается творческий потенциал — как он формируется и развивается. Эти данные активно используются другими направлениями:

  • культурно-исторической психологией;
  • экзистенциальной;
  • гуманистической;
  • когнитивной;
  • психоанализом;
  • деятельностным подходом;
  • гештальт-терапией.

Потенциал творческого мышления используется не только в психологии. Им заинтересованы и другие науки: философия, социология, политология, педагогика, информатика. Сегодня одним из критериев набора сотрудников на работу во многие крупные компании является креативность. Она необходима не только художникам, кинорежиссёрам, поэтам и музыкантам. Многие современные профессии также требуют способности созидать нечто совершенно новое, уникальное. Это дизайнеры, стилисты, копирайтеры, маркетологи, рекламщики и т. д.

Проявляйте любопытство и удивляйтесь

Становясь взрослыми, люди теряют это свойство или стесняются его проявлять

Забудьте о том, что думают окружающие, интересуйтесь тем, что привлекло внимание, узнавайте малейшие детали. Любопытство помогает не только узнать новые факты, но и набраться опыта

Попробуйте побыть немного ребенком, ведь дети так любопытны, а образное мышление у них только развивается. Задавайте больше вопросов. Спрашивайте о любых привлекающих вас явлениях, но не просто узнавайте ответ, а анализируйте, применяйте новый факт к разным обстоятельствам. Это поможет развить абстрактное мышление и научиться мыслить более широко.

Монотонная работа, скучная жизнь – и вот мы перестаем удивляться, а ведь в мире так много интересного. Удивление – это способность восхищаться окружающим миром. Удивление и любопытство часто идут рядом, и это неслучайно. Невозможно развить творческое мышление без умения удивляться и проявляться любопытство.

Упражнения и способы повысить креативность

Стив Джобс говорил, что креативность является ничем иным как нахождением связей между различными вещами. Именно поэтому, считал он, на вопрос: как же вы это придумали? – многие люди затрудняются с ответом, ведь они просто заметили эту связь.

Все упражнения для развития креативного мышления направлены на то, чтобы человек учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен них строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему.

Существует несколько наиболее действенных способов развития креативности:

Нужно взять любую книгу, а еще лучше словарь, и случайным образом выбрать два слова. А затем следует поразмышлять, что есть общего между этими словами. Причем отговорка – да совсем ничего – не принимается. Связь можно найти везде. И чем необычнее она и невероятнее, тем лучше.
Второй способ развития мышления связан с проектированием. Попросите знакомого придумать 10 любых слов существительных. Запишите их. Эти слова являются обязательными условиями, которые должны быть выполнены при проектировании дома

Важно не умение чертить или рисовать. Важно придумать, как воплотить в архитектуре и дизайне совершенно любые слова, например, курица или ботинок.
Еще один эффективный способ настроен на развитие ассоциативного мышления. Выбрав любой предмет в своем окружении, придумайте ему 5 подходящих эпитетов или просто прилагательных – это довольно легко

Однако после первой части задания, следует придумать столько же абсолютно не подходящих ассоциаций к этой же вещи.
Отлично развивается креативность и творческое мышление рисование. Однако есть одна особенность – предварительно на бумаге нарисуйте много одинаковых крестиков, кружочков, да даже обычных каракуль (главное, одинаковых). А затем каждую из них превратите в какой-нибудь отдельный осмысленный рисунок.
Также развивает умение выкручиваться из различных ситуаций следующий способ. На протяжении часа, что бы вы ни делали и где бы не находились, отвечайте на все вопросы либо утвердительно, либо отрицательно. При этом окружающие не должны заподозрить, что у вас какие-то проблемы. Поведение должно быть естественным и как можно более обыденным.

Выбрав любой предмет в своем окружении, придумайте ему 5 подходящих эпитетов или просто прилагательных – это довольно легко. Однако после первой части задания, следует придумать столько же абсолютно не подходящих ассоциаций к этой же вещи.
Отлично развивается креативность и творческое мышление рисование. Однако есть одна особенность – предварительно на бумаге нарисуйте много одинаковых крестиков, кружочков, да даже обычных каракуль (главное, одинаковых). А затем каждую из них превратите в какой-нибудь отдельный осмысленный рисунок.
Также развивает умение выкручиваться из различных ситуаций следующий способ. На протяжении часа, что бы вы ни делали и где бы не находились, отвечайте на все вопросы либо утвердительно, либо отрицательно. При этом окружающие не должны заподозрить, что у вас какие-то проблемы. Поведение должно быть естественным и как можно более обыденным.

Используя эти интересные упражнения, вместе с повседневными поисками чего-то нового вы быстро и эффективно сможете добиться развития креативного мышления. А наш ресурс BrainApps поможет в этом с помощью различных тестов и игр.

Почувствовать себя архитектором

Для преодоления шаблонного мышления и развития креативности хорошо подойдет это упражнение с элементами игры:

  • Строим необычный дом. Все знают, что у зданий есть углы, окна, двери и фундамент. А если попробовать нарисовать необычный дом, в котором, например, будет комфортно жить на Марсе. Постепенно продумать все до мельчайших деталей, вплоть до совсем нестандартных.
  • Дом из десяти предметов. Когда начнут получаться архитектурные проекты нестандартных зданий, задание можно усложнить. Попросите окружающих назвать десять любых материальных предметов (чем более сумбурным получится перечень, тем лучше). Придумайте функциональное применение всем этим предметам в новом доме. Например, картофелина может стать фундаментом, а расческа частью крыши. Не стесняйтесь фантазировать, это лучший способ развить креативность.

Играйте всей семьей — так будет веселее, и, возможно, маленькие члены семьи удивят своим необычным подходом к заданиям.

Развитие креативного мышления на уроках

Математика
— один из сложных предметов для изучения школьниками. Одним она дается легко, а
для других представляет определенные сложности. Для развития интереса к
изучаемому предмету учителю нужен не только индивидуальный подход к каждому
ученику, но и решить ряд определенных задач:

  • привить интерес к урокам математики;
  • улучшить навык исследовательской работы;
  • развить логическое и пространственное мышление;
  • ученик должен уметь эффективно усваивать новую информацию;
  • работать со справочной литературой и иными источниками информации.

Это лишь
часть задач, которые стоят перед каждым педагогом. При возникновении проблемных
ситуаций использовать следующие приемы:

  • решение задач несколькими способами;
  • самостоятельный поиск интересных задач и решений;
  • создание собственных задач на логику и нестандартное мышление.

Все эти
приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником. Вызывают
интерес к поставленным задачам.

Для
привития интереса к предмету лучше всего начинать обучение в игровой форме:
через загадку, интересную математическую историю (постановка проблемы), которые
приведут к решению задания. Учитель здесь выступает в роли ментора, который
ставит проблему (загадку), а ученик, как молодой ученый, ищет решение.

Приводим примеры подобных заданий (для учащихся 5 — 6 кл.):

1. Расставьте знаки между цифрами 7, 8 так, чтобы в
результате получить число в интервале от 7 и до 8.

Ответ: 7+7:8

2. Два автомобиля двигаются навстречу друг другу со средней
скоростью (в км/ч): первый равен 20% от 270, а второй — периметру
прямоугольника со сторонами 21 и 10. Сейчас расстояние (в км) между ними равно
объему прямоугольного параллелепипеда с ребрами 4, 3 и 29. Сколько часов
пройдет до их встречи?

Ответ: через 3 часа à 4 * 3 * 29 : ( 270 : 100 * 20 + (21 + 10) * 2)

3. Используя цифры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (в данном порядке) и
знаки действий, попробуйте получить в результате число 100.

Ответ:  1 вариант: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 * 9 =100

             2 вариант: 1 + 2 + 3 + 5 + 4 * 6 + 7 * 8 + 9 =100  и т.д.

Главным принципом всех заданий должна быть открытость (подразумевающая несколько вариантов решений). Хорошо, если задания будут максимально приближены к бытовым жизненным ситуациям. Такие задания кроме развития креативности будут развивать навыки практичности, умение принимать управленческие решения.

Технология развития креативного мышления

Высокий
интеллект не является залогом креативности. Ученые Дж.Гилфорд, а также
Э.Торренс, в процессе исследования, в котором проводилась выборка из 140 тыс.
человек для выявления креативности, установили, что уровень интеллекта
показывающий наиболее высокие показатели, был чуть выше среднего. Одним из
главных критериев высоких показателей — это большой кругозор и
разнонаправленный тип мышления.

Для своих опытов они создали понятие «коэффициент креативности» (Cr), по аналогии с коэффициентом интеллекта (IQ). Приведем несколько примеров из тестов, которые могут оценить способность мозга к нестандартному мышлению.

Тест 1 «Дорисуй картину»

Дается 10 произвольных фигур. Необходимо в течении 10 минут их дорисовать. Чем оригинальнее и необычнее будет результат, тем выше способность нестандартного мышления.

Тест 2 «Нарисуй фигуру»

Дается фигура из цветной бумаги в форме яйца (цвет выбираете сами). Нужно дорисовать ее по вашему желанию. Разрешено добавлять любые детали, используя свою фантазию. После окончания необходимо назвать свой рисунок.

Тест 3
«Линии, следующие друг за другом»

Тестируемому дается рисунок из 30 пар вертикальных линий. Необходимо для каждой пары создать уникальный рисунок.

Оценка результатов и ключи к тестам

Оценка
проводиться по 5 параметрам: «разработанность», «оригинальность»
«абстрактность названий», «беглость» и последним идет «сопротивление
замыканию».

«Оригинальность»
— самый важный
критерий при оценке. Чем более оригинальны получившиеся рисунки, тем более
нешаблонно мышление испытуемого. Этот показатель подсчитывается по всем 3
тестам. Имеются определенные правила в подсчете:

  • «обычные рисунки» оцениваются в 0 баллов, наиболее креативные — 1;
  • оценка дается только за сам рисунок, название при этом исключается;
  • общий результат за оригинальность — это сумма баллов за все рисунки.

Беглость — такой параметр используется для
оценки того, насколько человек способен быть продуктивным. Используется в
оценке тестов 2 и 3. Оценка дается по следующим правилам:

  • сколько тестируемый нарисовал рисунков;
  • сколько из них имеют достаточную степень адекватности (неадекватные рисунки исключаются из дальнейшей оценки и подсчетов).

«Абстрактность
названия» — умение вычленить главное, понять суть проблемы. Оценка дается
за результаты теста (баллы от 0 до 3):

0 — самые
простые названия, обычно они состоят из одного слова («банан», «река» и т.д.);

1 — описание
простыми словами самой картинки или того, что персонаж делает («Чижик», «Кот
пьет молоко»).

2 —
название образа, пробуждающие фантазию и рождающие образы («разбойник ветер»,
«задумчивая русалка» и т.д.);

3 —
интересные философские названия («мое настроение», «зачем гулять там, где дует
ветер»).

Оценивается только по результатам второго теста (от 0 до 2 баллов).

0 —
соединение линий было самым простым (использовались только прямые или косые
линии);

1 —
решение более оригинальное (лучше, чем получившаяся замкнутая фигура);

2 —
сложное замыкание фигуры, либо она не замыкается вообще, оставаясь открытой на
всем рисунке.

«Разработанность»
— насколько тестируемый умеет дорабатывать созданные идеи. Оценка дается по
всем трем тестам.

1 балл —
за существенную деталь, дорисованную к исходной фигуре. Например, у цветка есть
лепестки. Тестируемый нарисовал их 5 штук, начисляем за эту деталь один балл.

2 балла — за каждый набор дополнительных объектов от исходного. Например, нарисовано не одно облако, а несколько (за них начисляем 2 балла). 3 балла — при повторяющихся объектах, если в них дорисованы дополнительные детали, прибавляем еще баллы.

Подсчет
баллов

Выполнив все условия проведения тестов, баллы суммируются по оценочным критериям, а затем результат делиться на 5 и выводиться конечный результат:

  • от 30 баллов — результат неудовлетворительный;
  • до 39 — результат считается ниже установленной нормы;
  • от 40 до 60 — нормальный уровень;
  • от 66 до 70 — чуть выше нормального показателя;
  • набранных баллов больше 70 — отличный результат.

Такое практическое руководство (наглядные тесты) дает возможность очень хорошо оценить уровень способности к решению сложных, нестандартных задач, понять насколько человек способен к креативности.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Хотя основоположник теории — советский ученый Генрих Альтшуллер — разрабатывал ее для решения технических задач, она отлично подходит для любого креатива.

ТРИЗ утверждает (а жизнь не опровергает), что развитие любых систем постоянно утыкается в тупики — противоречия, которые на первый взгляд кажутся неустранимыми. Допустим, мы хотим разработать систему, которая позволит людям передавать развернутые текстовые сообщения в ситуации, когда у них в буквальном смысле заняты руки. Противоречие? В ТРИЗ для такого случая есть несколько приемов.

Например, прием экранирования предлагает использовать вариативность во времени. На срочные запросы можно отвечать готовыми текстовыми шаблонами, а подробности излагать позже.

Но идеальное конечное решение (ИКР) — это когда системы вообще нет, а ее функция выполняется. Например:

  • системы образования нет, а люди образованны — p2p-обучение;

  • такси нет, а пассажиры доставлены — шеринговые сервисы;

  • программистов нет, а игра написана — готовые игровые движки.

Для этого существует прием свертывания — совмещение функций нескольких систем в одной. В нашем примере это система распознавания голоса, которая делает так, что сообщение как бы печатает (и отправляет) себя само.

Разобраться со страхами и неуверенностью

Прежде чем думать как развить креативность, следует разобраться в себе, осознать, какие страхи, проблемы или устойчивые стереотипы мешают цельности восприятия. Многие из таких подсознательных якорей появляются еще в детстве, другие приходят с негативным жизненным опытом или благодаря настойчивым советам окружающих.

От всех этих чувств и мыслей нужно постепенно избавляться, заменяя их более позитивными идеями. Конечно, перебороть укоренившиеся страхи и неуверенность непросто, тут главное — начать.

Стоит завести дневник, куда будете записывать все негативные эмоции, страхи и переживания. Разделите лист на две части: в одной запишите волнующую проблему, а другую посвятите поиску ее решения. Вначале будет сложно, будет казаться, что это глупое, бессмысленное занятие. Но страхи, зафиксированные на бумаге, постепенно перестают беспокоить и трансформируются в более позитивные мысли. Окружающий мир будет становиться красивее и интереснее!

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Мозговой штурм

Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.

Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.

Организация мозгового штурма:

  1. Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
  2. Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
  3. Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.

Поиск ассоциаций

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.

Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку

Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее

Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.

Ментальные карты

Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.

Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.

В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.

С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление

Безумный архитектор

В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.

Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.

Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.

Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.

Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.

Этапы становления творческого мышления

Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

«Высиживание» идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

О конфликтах и поиске идей

Знаете, для испанцев и русских конструктивный конфликт — это какая-то совершенная идея, а потом, когда я приехал в США, вдруг выяснилось, что для них подобное явление — интеллектуальная пустыня. Считается, что конфликтов просто нет. Все говорят: «Все отлично, чувак, все нормально, никаких проблем».

Это я не к тому, что нужно постоянно с кем-то сражаться или спорить для того, чтобы продемонстрировать свою правоту. Однако конструктивный конфликт может помочь вам улучшить прорабатываемую идею, и здесь не должно быть места для бездумного соглашательства ради дружбы.

Еще один важный принцип состоит в том, чтобы не зацикливаться на том, что есть, а зацикливаться скорее на том, что мы можем сделать. Часто люди пытаются придумать какие-то решения в пределах привычного концептуального поля, где, может быть, и разумно говорить о единственной правде или единственно верном решении. Однако все это яйца выеденного не стоит, когда вы выходите в пространство возможного: для того чтобы эффективно в нем работать, надо не торопиться с оценочными суждениями.

Ведь очень легко, опираясь на привычные взгляды, сказать: «Твоя идея ***». Но лучше вместо этого, не торопясь, найти в идее что-то классное, а потом понять, а что тебя, собственно, бесит в предложенном, что не так, понять, с чем оно конфликтует. Такая рефлексия может привести вас к классной переработке исходной идеи — я следую ей и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Так сложилось, что я работаю с большим количеством творческих людей, и все эти музыканты очень разные. Есть один диджей, который любит позвонить в 4 утра и сказать: «Давай, Мигель, пойдем по гамбургеру съедим! И заодно обсудим, мне идея пришла!» Другому же обязательно нужно согласовать и подтвердить время встречи по календарю, заранее, за месяц, чтобы было высечено в камне. А потом, уже после встречи, он будет по пунктам давать обратную связь: здесь сработало, а здесь не очень.

Каждый раз, когда появляется проект, я в качестве директора, режиссера, креативного директора провожу большое количество мозговых штурмов с самыми разными специалистами.

Мозговые штурмы подчиняются определенным правилам. Например, нельзя просто так критиковать. Критика в пределах мозгового штурма — это в принципе дурно, не комильфо. Не бывает плохих идей на мозговом штурме, потому что даже, казалось бы, слабая идея может натолкнуть кого-то другого на мысль получше, и вот у вас уже идея на миллион.

Поэтому в мозговых штурмах мы часто задаем один вопрос: «Слушайте, а какая самая *** идея может быть у нас в этом проекте?» Иногда бывает и так, что дальше мы именно эту *** идею и реализуем. А иногда кто-то говорит: «Слушайте, классно будет, если мы начнем с того, что два наших виджея поцелуют друг друга взасос», — и мы понимаем, что не обязательно эту идею пускать в дальнейшую работу, но ее точно можно как-то развернуть. Думаю, стоит назвать такой подход концептуальный bullshit.

Попробую отметить какие-то отдельные элементы своего процесса, благодаря которому меня сейчас слушают люди.

Раньше, как я уже говорил, я жил в маленьком городке, но даже там меня никто не слушал. А сейчас я вроде в большом мире живу, и все прислушиваются. У меня была идея вместе с моим бизнес-партнером сделать шоу для Skrillex. Вместо того чтобы неделями сидеть с видео за компьютером и работать в рендере, мы решили, что будем использовать real-time рендеринг на игровом движке. То есть весь визуал не будет готовиться заранее, а будет рендериться и отображаться прямо во время шоу. Многие творческие решения родились из-за нехватки: нам тоже пришлось крутиться и придумывать, потому что у нас просто не было ресурсов, мы не могли закупить всю технику заранее.

В общем, в 2011 году мы придумали какое-то количество аватаров для первого шоу Skrillex, которыми он сам мог бы управлять. И это была бомба: никто до нас до этого не додумался. Мы связались с менеджером Skrillex, и он сказал: «Слушай, Мигель, я в первый раз про тебя слышу, но мне нравится твоя идея. Приезжай ко мне в Лондон, поговорим». Я приехал буквально на следующий день. На встрече был и сам Skrillex, я показал ему наши проекты, а тот говорит: «Парни, огонь! Приезжайте в Штаты». Вот так я и перебрался в США, так была создана компания Production Club.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector