АНОНСЫ СОБЫТИЙ
Новости
На главную   vk.png   facebook.png
НОВОСТИ


03.12.2012

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВЫСОКОУРБАНИЗИРОВАННЫХ МАЛЫХ ГОРОДАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ГЛАЗОВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Глава 1. Институциональные особенности развития инновационной среды малых городов в период реформ

Ряд малых городов России отличаются низким уровнем диверсификации экономики при высокой концентрации признаков высокоурбанизированного развития. В основной своей части это наукограды, города с крупными градообразующими предприятиями, поселки газовиков, нефтяников, угольщиков. Сюда же необходимо отнести поселения с предприятиями ВПК, атомной и химической промышленности, электроники и электротехники.

В Удмуртской Республике типичным представителем такого рода населенных пунктов является город Глазов. В меньшей, но достаточно существенной, степени отмеченной специфике соответствуют такие районные центры УР как Воткинск, Сарапул, Камбарка. Такие же признаки характерны для закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) госкорпорации «Росатом»..

В этих городах расположены уникальные научно-производственные предприятия, сконцентрированы квалифицированные научные, инженерные и рабочие кадры. Там была создана эффективная научно-образовательная система, сформировалась специфическая культурно-творческая среда, сложилась особая система морально-этических ценностей. До проведения, так называемых, «реформ» в 90-х годах прошлого столетия качество жизни населения таких высокоурбанизированных малых городов было значительно выше общероссийского уровня.

Будучи объектами многолетней государственной технической политики, такие города были, по сути, инновационными центрами промышленности, внедренческими зонами выдающихся изобретений, мирового уровня технологий и опытно-конструкторских разработок.

В сложившейся на то время политической и экономической ситуации, такие города, теснейшим образом связанные с ВПК, оказались в особо трудном положении. Спад производства, вызванный падением спроса на продукцию, вызвал отток (миграцию) квалифицированных кадров. Из-за отсутствия финансирования практически прекратились и текущие научные исследования. Ставка реформаторов на развитие малого бизнеса через приватизацию государственных активов себя не оправдала.  Наоборот, произошло разрушение научных, технологических и кооперационных связей между предприятиями в результате приватизации отдельных предприятий, объединенных в единый комплекс; ослабление научно-исследовательского потенциала научных организаций при раздельной приватизации научной и опытно-производственной базы. Более того, произошло разрушение ранее сложившихся прогрессивных технологических комплексов.

С начала 1990-х годов в стране предпринимаются попытки поиска организационных форм инновационной деятельности. В 1990 году у нас появились первые технопарки. Они были созданы без участия и поддержки государства, их инициаторами являлись вузы. Тогда же была учреждена «Ассоциация научных и технологических парков высшей школы» (Ассоциация «Технопарк»). Ей удалось привлечь финансовые средства Европейского банка реконструкции и развития, фонда Ноу-хау при Правительстве Великобритании, программы ТАСИС и ТАСИС-БИСТРО, Евразийского фонда.

В 1993 году Государственный комитет по высшему образованию принял Программу поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании для высшей школы. К 1997 году в рамках этой программы сформировано 12 крупных инновационных центров практически во всех регионах России. Они реализовали свыше тысячи конкретных научно-технических проектов. В них участвовали более 100 университетов и других учреждений бывшего Госкомвуза, около 300 малых и средних инновационных предприятий и 50 технопарков. В июне 1995 г. был принят «Федеральный закон №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а 23 августа 1996 года федеральный закон «О науке и научно-технической политике».

Можно сказать, что на первом этапе своего развития малый инновационный бизнес обеспечил себе прочное место в НИОКР, причем это практически сразу сопровождалось получением конкурентоспособной продукции и выводом ее сначала на внутренний, а затем и на внешний рынок. Однако дальнейшая эволюция российских малых предприятий, формирование которых началось на первых этапах реформ, пошла таким образом, что большинство из них включились в торговую и посредническую деятельность, и только небольшая часть осталась в сфере науки и инноваций. Если в 1995 году было зарегистрировано почти 50 тыс. малых инновационных предприятий) МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило около 23 тыс. Всего же в настоящее время среди субъектов малого предпринимательства инновационных малых предприятий меньше 10%.

По роду деятельности малые инновационные предприятия в России в настоящее время в основном заняты модернизацией продукции, производимой крупными предприятиями и имеющей хорошие рыночные перспективы. В большинстве случаев формой их участия в выполнении НИОКР для крупных предприятий является субподряд. Сложившаяся структура видов научно-технических работ, выполняемых малыми инновационными предприятиями следующая:

преимущественно инновационная деятельность (НИОКР, проектирование нововведений, создание и распространение программного продукта) – 31%;
оказание услуг (информационных, коммерческих, консультационных, по обучению кадров, обслуживанию новой техники) – 38%;
изготовление приборов и оснастки, наладка и ремонт оборудования – 21%;
производство наукоемкой продукции – 10%.


Глава 2. Условия развития инновационной среды в сфере малого предпринимательства

Несмотря на значительные финансовые вложения, направляемые государством на стимулирование создания рабочих мест в сфере малого предпринимательства, в стране не происходит каких-либо значимых сдвигов в увеличении численности субъектов малого предпринимательства. Так по оценке экспертов в последние несколько лет, по крайней мере, российское малое предпринимательство остановилось на «точке замерзания» – 875,5 тыс. малых предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры. Основная масса малых предприятий по прежнему действует в сфере торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов малого бизнеса.

В целом по Удмуртской Республике и в малых городах УР численность субъектов МСБ не претерпела существенных изменений и остается стабильной. По данным, приведенным в  Докладе Удмуртской Республики «О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2011 года» в 2011 году численность субъектов малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике по сравнению с 2010 годом выросла на 1,3%. В Глазове данный показатель увеличился на 3,1%, в Воткинске - на 1,1.%. Снижение данного показателя по сравнению с 2010 годом на 4,7 % произошло в Сарапуле. Незначительное его снижение на 0,2% наблюдается в Можге.

По городу Глазову динамика более положительна во многом благодаря эффективно действующей инфраструктуре поддержки субъектов малого предпринимательства.

 
Рис.1                    Рис.2


Такую же тенденцию в масштабах Российской Федерации подтверждает руководитель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере И.М.Бортник, который заявляет: «Более того, малый бизнес достиг насыщения в своем развитии по его доле в ВВП страны для существующих в стране условий его развития. Выход на следующую “S - кривую” с новым потолком требует изменения условий. Основные тормозящие факторы сегодня - отсутствие площадей для развития (ситуация с их использованием должна быть устойчивой), малый объем “мягких и длинных” кредитных ресурсов или инвестиционных ресурсов для технологического переоснащения. Обе проблемы государство может решить, не напрягая существенно свои бюджетные ресурсы, за счет, например, огромного количества площадей и технологического оборудования всё ещё принадлежащих государству».

Резкий подъем показателей развития малого бизнеса в стране по оценкам экспертов может быть увязан с развитием инновационного предпринимательства. Но при соблюдении определенных условий.

 Проблема инноваций или инновационного бизнеса заключается в том, что при доходности много большей, чем от других видов деятельности, по совокупности технологий в долгосрочном периоде каждая из технологий предполагает высокий риск (только 1-3% прибыльных проектов), большие затраты (в 200-500 раз большие, чем на создание технологии) и длительный период развития (5-7 лет). Именно они обеспечивают самый высокий доход, определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают политический имидж технологически развитого государства. На приведенной ниже диаграмме в сопоставимых пропорциях приведены данные об эффективности инновационных проектов.



На диаграмме площадь прямоугольника отражает затраты или доходы. Соблюдены усредненные пропорции. Масштаб перехода в правый прямоугольник показан стрелкой. Видно, что все затраты на технологию много меньше ежегодного дохода.

Ежегодные налоги в несколько раз превосходят все затраты, т.е. работающая технология приносит ежегодно в десятки раз больше налогов, чем было затрачено средств на ее создание.

Заработная плата разработчиков в России на порядки ниже стандартного вознаграждения авторов успешной технологии в цивилизованном мире.

Каковы же критерии инновационности, способные вывести развитие малого и среднего предпринимательства на новый, более высокий уровень?

Можно выделить ряд критериев, по которым фирму или продукт следует считать инновационными.

1. В основе бизнеса лежит продукт, который обладает следующими свойствами:
- не имеет ограничений по применению, ориентирован на мировой рынок;
- существенно новый, прямые аналоги отсутствуют, или имеет значительные преимущества перед замещающими (конкурирующими) продуктами или методами, т.е.;
- на порядок и более улучшает один из технических параметров известного продукта,
- в разы улучшает несколько технических параметров известного продукта.

2. Потенциальный рынок технологии, инновационного продукта составляет не менее 500 млн. USD в год.

3. Права на технологию принадлежат фирме.

4. Для вывода на рынок требуется большой объем долгосрочных инвестиций.

Ориентировочные затраты на вывод технологии на рынок в 200-500 раз превышают суммарную стоимость научных исследований, разработки и испытания опытных образцов (разработки продукта). Срок возможного возврата инвестиций (выхода из бизнеса) – 5-7 лет.

5. Высокий риск неудачи.
По статистике только около 1-3%  проинвестированных проектов выходит на рынок.

6. Доходность успешных проектов очень высока – десятки и сотни раз, что позволяет в среднем поддерживать доходность инновационной отрасли на рекордно высоком по сравнению с другими отраслями уровне, не ниже 40% годовых.   


Глава 3. Создание инновационной инфраструктуры в малых городах Удмуртской Республики как способ повышения конкурентоспособности территории

Выступая в январе 2012 года в г. Ижевске с лекцией тему «Угрозы национальной безопасности России в XXI веке» перед студентами Ижевского государственного технического университета в рамках официального визита в Удмуртскую Республику, вице-премьер российского правительства, доктор философских наук, дипломат высшего ранга Дмитрий  Рогозин обозначил ряд задач, главной из которых, несомненно, является повышение конкурентоспособности российских промышленных предприятий на мировом рынке.

Актуальность этой  задачи подтверждается показателями, определенными  Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Справочно: количественные показатели такой экономики к 2020 году:
- занятие существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям,
- повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%),
- увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности,
- увеличение в четыре-пять раз – доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов).

Определяющим в реализации Стратегии инновационного развития страны, региона является человеческий фактор. И вот почему. Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества – мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска также не являются пока характерными особенностями хотя бы значимой части населения страны. В России, по данным Росстата, участие населения (в возрастной группе 25-64 лет) в непрерывном образовании в 2008 г. составило 24,8%. При этом, в странах с высокой инновационной активностью этот показатель намного выше: Великобритания - 37,6%, Германия – 41,9%, Финляндия – 77,3%.

Справочно: в материалах всемирного экономического форума – 2011 приведены результаты ежегодного исследования, посвященного вопросам конкурентоспособности стран мира. Отчеты, необходимые для подведения итогов, готовят сети научных учреждений, работающие по всему миру. Настоящий прорыв в рейтинге конкурентоспособности совершила Финляндия, которая поднялась с 7 места сразу на 4. Подобное достижение объясняется высокой инновационной активностью экономики Финляндии. Секрет несомненных успехов, во многом, кроется в значительном внимании, которое уделяется в последние десятилетия сфере образования. Не случайно Финляндия лидирует по уровню развития высшего образования и профессиональной подготовки.

Эффективным инструментом обучения и сопровождения начинающих предпринимателей в сфере инновационного бизнеса может стать такой важнейший элемент инфраструктуры поддержки предпринимательства как бизнес-инкубатор. Одной из важнейших функций бизнес-инкубатора является работа по организации и проведению тренингов, курсов и других образовательных программ, а также оказание консультационных услуг, услуг по сопровождению проектов.

Основной целью бизнес-инкубатора является повышение конкурентоспособности его резидентов. Вышедшие из бизнес-инкубатора стартапы создают рабочие места, коммерциализируют новые технологии. Как следствие, происходит укрепление и диверсификация местной и региональной экономики.

Инкубаторы являются уникальными синергетическими площадками (когда результаты совместной работы превышают сумму результатов работ, проводимых в отдельности). С одной стороны, в них взаимодействуют стартапы, менторы, консультанты, приглашенные эксперты, дополняя друг друга и создавая уникальные знания. С другой стороны, сами по себе, инкубаторы являются уникальным продуктом взаимодействия государства (финансовая поддержка), бизнеса (предоставление менторов, консультантов и спикеров) и учебных заведений (предоставление будущих предпринимателей).

Администрация города Глазова последовательно решая задачу по созданию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в производственной и инновационной сферах, еще в 2007 году, выиграла федеральный конкурс, привлекла федеральные и республиканские инвестиции в размере 46 миллионов рублей на строительство производственного бизнес-инкубатора. С 2008 года по настоящее время действующий бизнес-инкубатор создал 695 рабочих мест в сфере малого бизнеса.  Дополнительные налоговые поступления в бюджет от деятельности резидентов бизнес-инкубатора составили  свыше 12,7 миллионов рублей.

(Более подробный материал изложен в статье «Бизнес-инкубатор — эффективный инструмент повышения социальной и экономической стабильности малых городов» в декабрьском номере российского периодического издания «Электронный муниципалитет» по ссылке  http://e-municipality.ru/smi/archive/issue/article?cun=507453&issue=487151).

В глазовском бизнес-инкубаторе на средства федерального и республиканского бюджетов организована непрерывная подготовка и обучение начинающих и действующих предпринимателей основам ведения бизнеса, освоению инновационных технологий.

Муниципальное образование «город Глазов» - развитый промышленный центр северного куста республики, по объемам промышленного производства занимает 2 место в Удмуртской Республике, является центром интересов госкорпорации «Росатом», крупных промышленных и сельскохозяйственных холдингов.  Глазов лидирует в регионе по темпам реализации среднесрочных инвестиционных программ, испытывает крайнюю необходимость в квалифицированных рабочих и инженерно технических ресурсах. В разработанном плане стратегического развития на период до 2020 года город Глазов позиционирует себя как крупный промышленный центр с высокотехнологичным производством и инновационной инфраструктурой. Ключевые направления его инновационного развития представлены в таблица 1.

Таблица. 1

Перспективы инновационного развития  города Глазова из предложенных альтернатив и возможности их достижения


АргументыВозможности достиженияСпособы достиженияРезультат

Город Глазов - промышленный центр

Исторически сложившаяся специализация экономики города – город атомной промышленности (градообразующее предприятие ОАО «Чепецкий механический завод»)

Сильный потенциал дочерних предприятий градообразующего предприятия

Наличие многоотраслевой экономики, объединяющей высокотехнологичные предприятия машиностроения, стройматериалов, лесной и деревообрабатывающей, легкой, пищевой и ликероводочной промышленности, имеющих возможность конкурировать между собой

Высокий научно-технический потенциал городского сообщества
Модернизация промышленного потенциала за счет внедрения новых технологий и производство конкурентоспособной продукции

Маятниковая миграция работников из близлежащих населенных пунктов

Формирование «Нового облика» градообразующего предприятия для повышения конкурентоспособности на мировом рынке атомной продукции

 

Расширение номенклатуры производства ОАО «ЧМЗ»

 

Диверсификация экономики города: развитие производства нефтегазового оборудования и деревообработки.

 

Формирование благоприятного инвестиционного климата

 

Внедрение инноваций

 

Формирование стимулов и условий для роста мобильности населения

 

Выработка имиджевой политики города для инвесторов, работников, студентов и т.д.

 

Подготовка квалифицированных рабочих приоритетных для городской промышленности специальностей

 

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров

Чепецкая промышленно-производственная зона Удмуртской Республики

 

Кластер лесопромышленного комплекса

Город Глазов - научно-образовательный центр

Увеличение внутренней миграции населения по направлению из сельской местности в город

Развитие академической науки

Ориентация системы обучения, подготовки и переподготовки кадров на рынок труда

 

Развитие студенческих отрядов

 

Развитие волонтерского движения

 

Практическое использование научных разработок

 

Международные научные связи вузов города

 

Связь бизнес-инкубатора с вузами города

 

Развитие дистанционных технологий обучения


Стратегические задачи по развитию конкурентоспособности городских предприятий, выпуску инновационных продуктов могут быть решены только при наличии эффективной инфраструктуры, включающей в себя:  центр по подготовке высококвалифицированных кадров, центр трансфера высоких технологий, научно-образовательный центр, а также концентрации достаточных финансовых ресурсов, направляемых на целевую поддержку НИОКР.  

Глава 4. Технопарки как ядро инфраструктуры по развитию инновационного предпринимательства

Опыт работы инновационных центров как в России, так и за рубежом показал, что успех в инновационной деятельности малых предприятий (выход на рынок) обусловлен обязательным наличием трех факторов:
- рациональной инфраструктуры;
- квалифицированным менеджментом;
- разумной схемой финансирования.

В принципе и отработанная схема финансирования и подготовка менеджеров относятся к инфраструктуре в широком смысле этого слова. Следовательно, создание оптимальной инновационной инфраструктуры является одним из ключевых факторов успешной деятельности его по коммерциализации технологий. Именно это предопределяет необходимость построения инфраструктуры как целостного комплекса, охватывающего весь цикл осуществления этих видов деятельности, начиная с генерации новых научно-технических идей и их отработки и вплоть до выпуска и реализации созданной наукоемкой продукции.

В этой связи представляет интерес опыт технопарков как одной из наиболее удачных форм интеграции науки и производства.
Технопарки являются важным элементом современной экономики, позволяющим сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства.

Во-первых, технопарк – это особый вид свободной экономической зоны, на территории которой усиленно развивается разработка наукоемкой продукции, формируются новые кадры, технико-внедренческие зоны, с этой стороны технопарк отвечает требованиям соответствия основным процессам, происходящим в мировой экономике.

Во-вторых, наука дает стимул развитию бизнеса, главным образом малого, что позволяет говорить о технопарках, как о форме поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства.
В-третьих, именно в технопарках наука получает финансовые и прочие дополнительные возможности для ведения фундаментальных и прикладных изысканий, тем самым наука получает большую независимость от государства. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.

4.1 Особенности развития технопарков в России

Проблема создания инновационных технопарков, вовлеченных в наукоемкий высокотехнологичный бизнес, становится актуальной не только для российского правительства, но и для региональных властей. В ряде «продвинутых» регионов сделаны определенные шаги в повторении успеха западных технопарков, созданных, как правило, при крупном научном центре и призванных стимулировать развитие новых компаний. Однако достигнутая эффективность пока чрезвычайно низка.

Несмотря на обилие проектов в области организации технопарков, лишь единицам удалось добиться реального прогресса. И в обозримом будущем, серьезных сдвигов в этой сфере ожидать нельзя.

Российская наука переживает не лучшие времена. Недостаточное финансирование ставит на грань выживания большинство научно-производственных коллективов. В этих условиях им явно не до поддержки инновационного бизнеса. По Удмуртской Республике показателен пример ООО «НПЦ «Пружина», которое является совместным проектом ОАО «РОСНАНО», ОАО «Ижевский машзавод» и Финансовой корпорации «Уралсиб». Так, из-за невыполнения ОАО «Ижмаш» обязательств по стратегическому партнёрству прервано финансирование «Пружины» со стороны «Роснано». В связи с этим предприятие не может выйти на планируемые объёмы производства. Так как доля ОАО «Ижмаш» в ООО «НПЦ «Пружина» не передана во вновь создаваемое общество НПО «Ижмаш», она будет вынесена на торги в рамках процедуры банкротства ОАО «Ижмаш».

Сегодня же главная функция технопарка в России – повышение конкурентоспособности бизнеса вне зависимости от его отраслевой принадлежности. Поэтому реальной основой для создания технопарков в России могут стать крупные промышленные предприятия. Причем если при университетах технопарки создавались «с нуля» при государственной поддержке, то промышленные предприятия готовы внести в технопарк не только избыточную для них инфраструктуру, но и заселить его успешными компаниями, созданными в рамках реструктуризации крупных предприятий.

Концентрируясь на ключевых направлениях деятельности, ведущие машиностроительные компании, госкорпорации атомной, газовой промышленности неизбежно сталкиваются с проблемой выделения непрофильного бизнеса. Ведь исторически промышленные предприятия обладают избыточной инфраструктурой. Не секрет, что структура советских предприятий фактически строилась на принципах «натурального хозяйства» и предусматривала наличие в составе предприятия почти всех технологических переделов – от простейших видов сырья до готовой продукции. С тех пор госзаказ сократился в десятки раз, а потребности рынка не способствуют полному использованию имеющегося потенциала. В результате мощности крупнейших заводов остаются недозагруженными.

Для успешной конкуренции с западными промышленными концернами российским предприятиям необходимо мобилизовать все ресурсы на развитие профильного бизнеса, избавившись от лишних активов. В ряде случаев менеджмент компании идет на их юридическое обособление и последующую продажу. Однако это не всегда оправдано экономически. Часто значительно более эффективно предоставить доступ к необходимой инфраструктуре предпринимателям «со стороны». В результате вокруг крупных предприятий образуются целые кластеры новых компаний. Такой подход успешно реализовали такие предприятия как КамАЗ, Мотовилихинские заводы и ряд других.

Их опыт следует признать весьма успешным. Некоторые из вновь созданных компаний превратились из зависимых «центров затрат» в самостоятельные «центры прибыли». В основе успеха – большая активность малого и среднего бизнеса. Получив в свое распоряжение подготовленную промышленную площадку со всеми необходимыми коммуникациями (а иногда и с оборудованием), эти компании способны быстро адаптировать свою продуктовую линейку к требованиям рынка, найти новых клиентов, не забывая при этом и о потребностях предприятия, на территории которого они работают.

Такой подход выгоден всем. Менеджмент крупных предприятий получает возможность мобилизовать все ресурсы на развитие профильного бизнеса, не отвлекаясь на проблемы функционирования вспомогательных производств. Представители малого и среднего бизнеса получают доступ к инфраструктуре, в создание которой вложены сотни миллионов рублей, а также к услугам квалифицированных заводских подразделений. Эти возможности становятся мощным катализатором для развития новых компаний. Не в накладе остаются и местные власти. Ведь это реальный инструмент для развития малого и среднего бизнеса, в становлении которого регионы крайне заинтересованы. Кроме того, в перспективе можно рассчитывать и на дополнительные доходы бюджета в виде налогов, улучшения занятости, решения других социальных проблем.

В 2006 году в России начала работу государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», целями которой являются обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста России. В программу включены 9 регионов – Татарстан, Тюменская, Нижегородская, Новосибирская, Кемеровская области, Мордовия, Санкт-Петербург, Московская и Калужская области. В соответствии с Программой, технопарки обеспечат территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов; объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий. К деятельности технопарков привлекаются научные организации и учебные заведения, обеспечивающие интеллектуальный и кадровый потенциал. Общий объем финансирования программы по имеющимся данным (до конца 2010 года) составил около 123 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета Российской Федерации – около 20 млрд. рублей, из средств субъектов РФ – около 15 млрд. рублей, из средств внебюджетных источников – около 88 млрд. рублей.

Примером прямой заинтересованности в создании новых рабочих мест в сфере малого бизнеса, поддержке инновационных проектов является инициатива Топливной компании ОАО «ТВЭЛ», входящей в структуру Госкорпорации «Росатом» о софинансировании проекта создания инновационного производственного технопарка «Глазовский».  Наличие на градообразующем предприятии ОАО «Чепецкий механический завод» уникальных технологий в области инновационных неядерных производств, наличие свободных площадей, а также осуществляемая диверсификация основного производства дает возможность выйти резидентам будущего технопарка на конкурентный российский и международный рынок, обеспечить выпуск наукоемкой и конкурентоспособной продукции.  

Создание и дальнейшее развитие технопарка в малых высокоурбанизированных городах  призвано решить основную задачу в формировании конкурентоспособного перерабатывающего сектора экономики — укрепление связи науки с производством, внедрение современных технологий, повышение производительности труда в промышленности и, как следствие, производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

Глава 5. Проектный опыт организации «распределенного» инновационного технопарка в муниципальном образовании «город Глазов» Удмуртской Республики

Последовательно реализуя  План стратегического развития города Глазова, в середине 2011 года в процессе подготовки рабочих документов по созданию промышленного инновационного технопарка в г. Глазове, во взаимодействии с руководителями и специалистами малых и средних предприятий Удмуртии, ВУЗов, средних специальных учебных заведений были изучены справочные и научно-методические материалы по стратегическому планированию, мировой опыт инновационного и технологического развития.

Несмотря на практический опыт создания технопарков в регионах страны, на сегодняшний день не существует единого федерального закона о технопарках. На уровне субъектов  РФ, таких как  Кабардино-Балкарская Республика, Свердловская область, Татария и других приняты нормативно- правовые акты, регулирующие создание и функционирование таких структур. В Удмуртской Республике разработан проект республиканского Закона о технопарках и находится пока в стадии согласования. В ряде действующих нормативно-правовых актах субъектов РФ допускается организация технопарков на свободных площадях предприятий и организаций, составляющей инфраструктуры таких технопарков является бизнес-инкубатор.

Таким образом, подтверждается не только логика последовательного осуществления глазовским муниципалитетом процесса создания инновационной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, но актуальность организации «распределенного технопарка», проектная структура которого изображена на рисунке 1.

Рис.1


Опыт реализации федеральных проектов создаваемых «с чистого листа» крупных индустриальных и технологических парков в стране говорит о неприменимости такого подхода в малых высокоурбанизированных городах. Такие проекты чрезвычайно затратны (финансовые вложения составляют десятки, сотни миллиардов рублей. Инфраструктура технопарков, как правило, располагается на значительных (до 100 га) территориях. Опыт показывает неэффективность и распыление средств выделяемых на их строительство. Как правило, это долгострои, находящиеся длительное время в стадии незавершенного строительства.

В городе Глазове была разработан пилотный проект Концепции «распределенного» технопарка, применимый в дальнейшем в любом малом городе Российской Федерации и требующий на порядок меньше бюджетных инвестиций.

Ядро такого технопарка  располагается на значительно меньшей территории, сроки строительства, в связи с расположенностью его кластеров на свободных площадках предприятий с уже подведенной инфраструктурой, значительно сокращены. Кроме того, такой «распределенный» технопарк учитывает баланс интересов всех уже сложившихся кластеров на территории малого города, учитывает интересы групп предприятий различных отраслей.

Презентация Концепции получила одобрение высшего руководства Сбербанка РФ, Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству, руководства госкорпорации «Росатом».

Согласно Концепции основными направлениями деятельности (кластерами) технопарка будут являться:

1. Инновационный кластер технологий на основе применения технологий редкоземельных металлов (РЗМ) ОАО «Чепецкий механический завод» Топливной Компании ОАО «ТВЭЛ» госкорпорации Росатом

Эксперты Физико-технического института УрФУ им. Б.Н. Ельцина, Московского института стали и сплавов считают перспективным создание ядра технопарка в виде малых инновационных предприятий, реализующих высокие технологии с применением РЗМ.

«В связи с реализацией стратегии развития Российской Федерации, а также с созданием новой экономики потребление редкоземельных металлов резко возрастет, и по некоторым позициям увеличение спроса может иметь взрывной характер», — отмечает эксперт по минерально-сырьевой базе РЗМ М. Ф. Комин.

«Общая тенденция, которая существует в современных, наиболее революционных разработках, предполагает возрастающее участие РЗМ», — считает директор Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН академик Н. П. Похиленко.

С ними согласен заместитель генерального директора группы «Фактор» Умаров З.З.: «Ни одна технологическая отрасль не может обходиться без употребления редкоземельных металлов. России повезло: у нас колоссальные запасы, по разведанным данным — второе, а по прогнозным — первое место в мире. Нашей стране предоставлен уникальный шанс, и она должна воспользоваться им, если сумеет».

Рассмотрим области их использования в промышленности. Для линий электропередач высокого напряжения очень нужны высокопрочные и легкие провода. Такие провода удалось получить путем легирования алюминия  редкоземельными   металлами. Более прочные провода позволяют увеличить расстояния между опорами, что значительно удешевляет строительство ЛЭП.

В Японии разработан и широко применяется сплав алюминия с  редкоземельными   металлами, из которого изготовляют поршни, головки цилиндра, детали инструментов, автомобильные и авиационные детали, отлитые под давлением.

Из сплавов магния с  редкоземельными   металлами  делают звукопроводы ультразвуковых линий задержки, а также детали в конструкциях, обладающих большой устойчивостью против вибрации. По американским данным магниевые сплавы с 2,5% смеси  редкоземельных  элементов применяются в вертолетах, коробках передач, шасси самолетов.

В 1973—1974 гг. начались исследования сплавов никеля и кобальта с  редкоземельными   металлами  как аккумуляторов водорода. Очень небольшие добавки этих элементов позволяют окрашивать стекло в самые разные цвета, создавать наилучшие светящиеся составы для цветных телевизоров, увеличивать срок службы ламп дневного света в 10 раз. Они улучшают качества лазерных кристаллов, сверхпроводящих сплавов и соединений, делают «радиопрозрачной» керамику.

Авиации и ракетной технике очень нужны легкие магниевые сплавы. Большим их недостатком долго являлась  малая  прочность при повышенных температурах. Легирование  редкоземельными  элементами позволило поднять температурный поток таких сплавов в несколько раз. Их теперь широко применяют в реактивных самолетах, ракетах, управляемых снарядах, спутниках. Одна из труднейших проблем при создании атомного двигателя для самолетов и космических кораблей — защита экипажа и пассажиров от нейтронного излучения реактора. Пока для этой цели используются массивные стены, которые устанавливаются не только на наземных атомных электростанциях, но и на подводных лодках. На самолете же и тем более на космическом корабле это, естественно, невозможно. А вот лист одного из  редкоземельных   металлов  — гадолиния — так активно поглощает нейтроны, что при толщине всего в несколько сантиметров служит не менее надежной защитой, чем бетонная стена многометровой толщины.

Редкоземельные   металлы  используются и как поглотители остаточных газов в вакуумных приборах, и как материалы для катодов. Следует подчеркнуть, что они не только заменяют более дорогие благородные  металлы, но и повышают качество приборов, в которых применяются.
Используются  редкоземельные   металлы  и в атомной энергетике: в регулирующих стержнях как поглотители нейтронов, но главное - в качестве экранов от радиационного излучения и как конструкционные материалы для изготовления самой ядерной установки.

Скандий: космическая техника, энергосберегающие лампы.

Иттрий: лазеры, микроволновые фильтры, высокотемпературные сверхпроводники.

Лантан: линзы, нефтеочистка, стекло с высоким показателем преломления, электроды.

Церий: cтекло и керамика, полироли, оксиданты.

Празеодимий: магниты, лазеры, лампы накаливания.

Неодим: магниты, лазеры.

Прометий: атомные батареи.

Самарий: магниты, лазеры, мазеры.

Европий: лазеры, энергосберегающие лампы.

Гадолиний: магниты, лазеры, рентгеновские трубки, магнитно-резонансная томография, компьютерная память.

Тербий: лазеры, лампы дневного света.

Диспрозий: магниты, лазеры.

Гольмий: лазеры.

Эрбий: лазеры, ванадиевая сталь.

Тулий: медицинские рентгены.

Иттербий: лазеры.

Лютеций: позитронно-эмиссионная томография, стекло с высоким показателем преломления.

В настоящее время специалисты физико-технического института Уральского федерального университета им. Б.Н.Ельцина разрабатывают техническое задание на проектирование этого кластера технопарка «Глазовский» на базе малых инновационных предприятий при ОАО «Чепецкий механический завод».

2. Инновационный кластер информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ) на основе использования ЕГИМ (единой городской информационной магистрали)

Вторым перспективным направлением в технопарке является создание кластера ИКТ, поскольку в г. Глазове с 2003 года реализован проект ГЧП по созданию малых инновационных предприятий, использующих технологии оптоволоконной связи на базе Единой городской информационной магистрали.

Помимо традиционных технологий по установке систем видеонаблюдения, систем контроля за расходом коммунальных ресурсов, оптоволоконные технологии предложены в бизнес-планах глазовскими предпринимателями в инновационных направлениях по энергосбережению. Так, помимо отсутствия UV (УФ-лучей), нагрева и электричества, система оптического волокна может адаптировать мощные, сверхэкономичные и долговечные лампы для применения в общественных местах в качестве освещения. Например, металлогалоидная лампа имеет срок службы 6–8 тысяч часов, а при применении электронного балласта — до 10–12 тысяч часов. Металлогалоидная лампа (150 Вт) может заменить 40–50 ламп накаливания мощностью 20–25 Вт или 7–12 галогеновых ламп мощностью 20–35 Вт. Относительно недавно появились технологии с использованием источников света с сульфуровой лампой на 600 Вт и 60 выходами по 1500 лм. Этот источник может заменить 65 (!) галогеновых ламп по 100 ватт. В знаменитой Лионской опере и Оперном театре в Хемнице в настоящее время всё верхнее освещение выполнено на основе оптоволокна.

Открывается возможность отказаться от неэкономичных ламп накаливания в люстрах с большим количеством свечей. Причём от одной лампы может засвечиваться несколько таких люстр или бра. В театрах и местах проведения шоу возможно подключение источников света к сценическому световому оборудованию (DMX-12). Иными словами, всё осветительное оборудование, которое до этого выполняло только роль освещения зала, включается в единую сеть со всей имеющейся светодинамичной сценической аппаратурой. Это открывает невероятные возможности для светового оформления спектаклей и шоу.

Помимо экономии электроэнергии, оптоволоконная система оправдывает себя в тех случаях, когда рассеиватель находится в сложно доступных местах — например, подсветка куполов, рекламной вывески на стене здания, узких витрин. Источник света располагается в легкодоступном месте и требует минимального обслуживания. Очень перспективно использование оптоволокна в вандалоопасных местах. Рассеиватель может изготавливаться их небьющихся недорогих материалов и служить неопределённо долгое время.

3. Инновационный лесо-агропромышленный кластер

Третьим перспективным направлением является создание лесо-агропромышленного кластера путем кооперации малых инновационных предприятий города Глазова и 6 северных районов Удмуртской Республики. Переработка отходов птицефабрик, опила и щепы, отходов лесничеств и генерация электрической энергии, поставка тепла и горячей воды дает возможность улучшить экологическую обстановку, увеличить число малых предприятий в сфере ЖКХ.  Проект, разрабатываемый дочерней компанией Чепецкого механического завода - ООО «Энергоремонт», дает возможность создания цепочки малых инновационных предприятий в сфере производства энергетических установок для мелких фермерских хозяйств

5.1 Механизм функционирования технопарка на базе промышленной площадки

На первом этапе реализации проекта инновационную базу технопарка могут составить малые инновационные предприятия (МИП) создающие продукцию на основе инновационных технологий, не являющихся основными для «ядра» базового предприятия. Задача предприятия - передать резидентам технопарка на условиях приемлемой аренды промышленную площадку с развитой инфраструктурой. Таким образом, с одной стороны решается задача занятости высококвалифицированного персонала предприятия, планируемого в случае диверсификации производства к высвобождению (переобучению). С другой стороны малое инновационное предприятие получает высокопрофессиональный производственный коллектив. Подробный анализ компетенций инновационного ядра показывает, что кроме самостоятельных технологических компетенций МИП, они обладают «комплексными», «пересекающимися» компетенциями, совместное использование которых может повлечь за собой создание нового продукта. Так, опыт организации деятельности промышленной площадки на Высокогорском механическом заводе (бывшее оборонное предприятие в г. Нижний Тагил) по результатам исследований, проведенных Е.Ю. Кузнецовой, д.э.н., профессором УрФУ им. Б.Н. Ельцина показал несомненные достижения в части развития собственного инжиниринга. Предприятия получают патенты, способны производить уникальное оборудование. Налажены партнерские связи с зарубежными предприятиями. В ходе обследования выявились и внутренние кооперационные связи. В структуре взаимодействия инновационных предприятий связующим звеном стала общая инфраструктура площадки.  

     Рис. 2


     Рис. 3

Таким образом, подтверждаются экспертные оценки по эффективности работы «распределенных» технопарков, функционирующих в общем поле «зонтичных» структур. К ним относятся: бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инжиниринг-центры и другие структуры, обслуживающие малый бизнес, представителей науки, технических специалистов с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов.

Разработчик - генератор новой научно-технической идеи - будущий резидент технопарка -  представляет управляющей компании технопарка инновационный проект в виде бизнес-плана. В случае одобрения проекта с инноватором заключается Контракт. Срок действия Контракта не должен быть менее 3-4 лет, поскольку промышленные технологии не дают быстрой отдачи, а коммерциализация интеллектуального инновационного продукта требует значительного времени оформление права собственности и патентование. Контракт может быть расторгнут досрочно, если стороны не выполняют указанных в нем условий. Резиденту технопарка предоставляется «ячейка» – производственный модуль, где он осуществляет свою деятельность. Инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности технопарка представляет собой целостный комплекс сервисных услуг. Это – система информационного обеспечения инновационной деятельности, включая процесс обучения и налаживание контактов. Это  - технический сервис (аренда помещений, охрана, организация связи, офисный сервис, почтовые услуги). Это помощь в организации электронных торгов, тендеров. Необходимо учесть и наличие сервиса по поиску деловых партнеров по профилю деятельности предприятия. Важной функцией является организация системы экспертизы инновационных программ, проектов, в том числе и услуги патентования изобретений, защиты авторских прав, сертификации продукции. Необходима система финансово-экономического обеспечения и системы производственно-технологической поддержки создания новой конкурентоспособной продукции. Резиденты технопарка на льготных условиях пользуются общей инфраструктурой технопарка: Центрами коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, пунктами коллективного доступа к  телекоммуникационным сетям, услугами структур технопарка по подготовке и переподготовке кадров, продвижению продукции на внешний и внутренний рынок. Задачей местной и региональной власти является создание максимально благоприятного режима налогообложения инновационных компаний и их финансовая поддержка в виде грантов и субсидий. Все это входит в перечень сервисных услуг технопарка. Сервисные услуги технопарка становится эффективными и начинают приносить доход учредителям технопарка, когда проекты выйдут на планируемый размер доходности.

Проект «распределенного» инновационного технопарка, как пилотный проект для малых высокоурбанизированных городов, выступает в роли специализированной организации, специализация которого должна быть основана на имеющихся компетенциях (технологическом профиле, инновационных возможностях) производственных предприятий и определяется    максимальным синергетическим эффектом между направлениями производственной деятельности

Заключение

Реализация проекта по созданию на территории малого муниципального образования кластерной промышленной площадки (кластера) технопарка позволяет:

- обеспечить    инновационное    развития малых производственных предприятий на территории малого муниципального образования, а также в близлежащих депрессивных сельских районах;

- обеспечить эффективное развитие внутрикластерной кооперации и специализации производственной деятельности хозяйствующих субъектов;

- обеспечить полноценную производственную загрузку хозяйствующих объектов в кластере (на выделенной промышленной площадке);

- обеспечить рост новых высокооплачиваемых рабочих мест и обеспечить высокий социальный эффект от деятельности кластера (промышленной площадки) в целом.



Возврат к списку